Обучение 2019

В рамках реализации задач ведомственной целевой программы «Научно-методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», в целях выполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседании Совета по русскому языку от 5 ноября 2019 года Минпросвещения России провело курсы повышения квалификации по актуальным вопросам преподавания русского языка как родного и языков народов Российской Федерации для преподавателей СПО, реализующих образовательные программы по УГПС 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Учебная нагрузка дополнительной профессиональной программы «Актуальные вопросы преподавания русского языка как родного и языков народов Российской Федерации в образовательных организации СПО» - 72 академических часа.

226

Число слушателей дополнительной профессиональной программы для педагогических кадров в системе среднего профессионального образования по родным языкам.

35

Обучение проходило в очном формате для слушателей из 35 субъектов Российской Федерации.

226

По итогам обучения была проведена итоговая аттестация. Лицам, успешно прошедшим аттестацию, были выданы документы о повышении квалификации установленного образца.

Лекционное занятие в рамках обучения тьюторов выполняло 5 основных функций:
  • информационную (сообщение новых знаний);
  • развивающую (развитие познавательных процессов, памяти, мышления и т. д.);
  • воспитывающую (воспитание профессиональных и личностных качеств, формирование взглядов, убеждений, мировоззрения);
  • стимулирующую (развитие познавательных и профессиональных интересов);
  • координирующую (координация с другими видами занятий).
Реализация инновационных подходов при подготовке и проведении мастер-класса позволила создать среду общения, адекватную для личностного роста тьюторов, повышения их инновационных компетенций.
Самостоятельная работа – это творческая, критическая деятельность слушателей по осмыслению изучаемого материала и выработке на этой основе новых знаний, умений и навыков. Работа слушателей осуществлялась на основе заданий преподавателей и включала: планирование самостоятельной работы, вручение заданий, обеспечение учебными материалами, материально-техническое обеспечение, консультации, выполнение конкретных заданий, контроль выполнения задания, доклад (отчет) о выполненном задании.

Содержание программы:

Модуль 1. Формирование культуры отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации (10 часов).

Модуль 2. Актуальные вопросы преподавания русского языка как родного в профессиональных образовательных организациях СПО (24 часа).

Модуль 3. Современные технологии преподавания русского языка как иностранного для обучающихся в системе СПО (12 часов).

Модуль 4. Модуль 4. Методика и технология преподавания родных языков народов Российской Федерации в системе СПО (22 часа).

21–22 ноября 2019 г. состоялась научно-практическая конференция «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков Российской Федерации в системе СПО» в рамках проведения общественно-профессионального обсуждения результатов мониторинга потребности регионов в образовании на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также состояния подготовки педагогических кадров в системе среднего профессионального образования по родным языкам.

В конференции приняло участие более 230 человек, среди которых

Специалисты органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Представители общественных организаций, ассоциаций, занимающихся проблемами профессионального образования

Представители федеральных органов государственной власти в сфере образования

Представители организаций высшего и среднего профессионального образования

Представители организации-Исполнителя, осуществляющие руководство и реализацию мониторинговых мероприятий

В рамках конференции было проведено:

2 круглых стола

«Актуальные вопросы преподавания русского языка как родного в системе среднего профессионального образования» (Модератор: Дудова Людмила Васильевна, первый заместитель руководителя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», кандидат филологических наук, доцент)

«Особенности преподавания языков народов Российской Федерации при подготовке педагогических кадров в системе СПО» (Модератор: Иванова Татьяна Сергеевна, преподаватель удмуртского языка БПОУ Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж»)

2 мастер-класса

«Лингвометодический конструктор-пазл «Креатив» (Модератор: Гордиенко Оксана Викторовна, директор Института развития цифрового образования МПГУ, доцент кафедры методики преподавания русского языка, кандидат педагогических наук)

«Метапредметные функции русского языка в высшем и среднем профессиональном образовании. Роль русского языка в обучении разным предметам» (Модератор: Дроздова Ольга Евгеньевна, доцент кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, доктор педагогических наук)

Программа конференции - СКАЧАТЬ

Презентации:

Комарницкая Елена Анатольевна: Анализ существующего состояния подготовки педагогических кадров по образовательным программам среднего профессионального образования по укрупненной группе 44.00.00 Образование и педагогические науки - СКАЧАТЬ

Анышева Марина Юрьевна: О подготовке учителей алтайского языка и литературы для дошкольных и общеобразовательных организаций Республики Алтай - СКАЧАТЬ

Гордиенко Оксана Викторовна: Лингвометодический конструктор-пазл «Креатив» - СКАЧАТЬ

Дроздова Ольга Евгеньевна: Метапредметные функции русского языка в общем, высшем и среднем профессиональном образовании. Роль русского языка в обучении разным предметам - СКАЧАТЬ

Гордиенко Оксана Викторовна: Актуальные проблемы развития речи учащихся - СКАЧАТЬ

Комиссарова Ольга: Термины родства по браку в русском языке - СКАЧАТЬ

Пахнова Татьяна Михайловна: Особенности комплексной работы с текстом в современном образовательном пространстве - СКАЧАТЬ

Владимиров Григорий Спиридонович: Из опыта работы Удмуртской Республики по подготовке педагогических кадров для преподавания родного языка - СКАЧАТЬ

Иванова Татьяна Сергеевна: Особенности преподавания удмуртского языка при подготовке педагогических кадров в системе СПО - СКАЧАТЬ

Кузнецова Марина Ивановна: Русский родной язык в 5–9 классах - СКАЧАТЬ

Кузнецова Марина Ивановна: Содержание курса «Русский родной язык» в начальной школе - СКАЧАТЬ

Куликова Полина Ивановна: Мастер-класс по удмуртскому языку - СКАЧАТЬ

Паламарчук Наталья Георгиевна: Опыт преподавания русского языка как родного в Институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ - СКАЧАТЬ

Келеш Наталья Дмитриевна: Состояние изучения и преподавания родных языков в субъектах Российской Федерации по результатам Федерального мониторинга - СКАЧАТЬ

Дейкина Алевтина Дмитриевна: Современные подходы к обучению русскому языку в парадигме его разных функций - СКАЧАТЬ