Аналитика
Направления мониторинга
Изучение состояния подготовки педагогических кадров в системе СПО по родным языкам в субъектах Российской Федерации
Изучение потребности регионов в образованиии на родном языке из числа языков народов Российской Федерации
Результаты проведения мониторинговых исследований
Участники мониторинга по федеральным округам
Регионов
85
Образовательных организаций СПО
455
Показатели
участников мониторинга используют в работе существующие и разработанные методические пособия
регионов реализуют мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков народов России
образовательных организаций, принимают участие в региональных мероприятиях по сохранению и развитию языков народов России
участников опроса не ввели в профессиональную образовательную программу учебный курс или учебную дисциплину «Родной язык»
Количество образовательных организаций СПО (участников мониторинга), реализующих дополнительные программы повышения квалификации для преподавателей СПО
18%
нет необходимости
82%
реализуют
профессиональных образовательных организаций имееют потребность в совершенствовании профессиональных навыков педагогов родных языков народов России
профессиональных образовательных организаций признало, что в их регионах проводятся региональные мероприятия по сохранению и развитию языков народов России, популяризации ценностей традиционной народной культуры, формированию ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации
организаций-участников опроса отметили, что преподаватели родных языков прошли подготовку по программам подготовки экспертов в области родных языков и литературы
организаций реализуют преподавание в рамках междисциплинарного модуля по методикам преподавания родного русского языка и родных языков (за счет вариативной части)
Кадровый потенциал преподавателей СПО по родным языкам в период 2017–2019 гг.
Изучение потребности в разработке отдельного ФГОС СПО по родным языкам народов Российской Федерации
34%
нет необходимости
66%
есть необходимость
Актуальные проблемы
Мониторинг позволил выявить некоторые частные актуальные проблемы в рамках совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России:
-
Недостаточное программно-методическое обеспечение преподавания родных языков народов России.
-
Необходимость подготовки учителей для реализации курса «Родной язык» (кроме русского) – татарский, башкирский, удмуртский и др.
-
Нехватка педагогических кадров.
-
Отсутствие учебно-методических пособий по эвенкийскому языку. Дефицит педагогов.
-
Острая потребность в современных программах повышения квалификации и учебно-методических комплексах к ним, ориентированных на преподавание русского языка».
-
Необходимость оказания финансовой, организационной и методической поддержки общественным объединениям, реализующим проекты и программы, направленные на интеграцию и адаптацию мигрантов.
-
Необходимость в организации дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации), организации наставничества.
-
Отсутствие учета потребности преподавателей в вопросах разработки курсов повышения квалификации, содержания методических семинаров и круглых столов.
-
Проведение обучающих мероприятий в заочном формате, редкая возможность очно встречаться на конференциях, курсах повышения квалификации по вопросам преподавания русского языка.
-
Отсутствие доступного единого научно-образовательного центра (в региональном педагогическом вузе) для координации повышения квалификации педагогических работников и их методического сопровождения, а также подготовки современных кадров в сфере родного языка и литературы.
-
Доминирование подхода, ориентированного на простое репродуктивное воспроизведение устаревшего учебного материала в образовательном процессе; пассивность педагогов в предъявлении собственного педагогического опыта через различные формы профессионального общения.
-
Отсутствие учебников по Родному (русскому) языку для обучающихся 10-11 классов и студентов профессиональных образовательных организаций.