Аналитика

Направления мониторинга

Изучение состояния подготовки педагогических кадров в системе СПО по родным языкам в субъектах Российской Федерации

Изучение потребности регионов в образованиии на родном языке из числа языков народов Российской Федерации

Результаты проведения мониторинговых исследований

Участники мониторинга по федеральным округам


Регионов

85

Образовательных организаций СПО

455

Показатели

47%

участников мониторинга используют в работе существующие и разработанные методические пособия

76%

регионов реализуют мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков народов России

55%

образовательных организаций, принимают участие в региональных мероприятиях по сохранению и развитию языков народов России

36%

участников опроса не ввели в профессиональную образовательную программу учебный курс или учебную дисциплину «Родной язык»

Количество образовательных организаций СПО (участников мониторинга), реализующих дополнительные программы повышения квалификации для преподавателей СПО


18%

нет необходимости

82%

реализуют

17%

профессиональных образовательных организаций имееют потребность в совершенствовании профессиональных навыков педагогов родных языков народов России

77%

профессиональных образовательных организаций признало, что в их регионах проводятся региональные мероприятия по сохранению и развитию языков народов России, популяризации ценностей традиционной народной культуры, формированию ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации

8%

организаций-участников опроса отметили, что преподаватели родных языков прошли подготовку по программам подготовки экспертов в области родных языков и литературы

35%

организаций реализуют преподавание в рамках междисциплинарного модуля по методикам преподавания родного русского языка и родных языков (за счет вариативной части)

Кадровый потенциал преподавателей СПО по родным языкам в период 2017–2019 гг.

Изучение потребности в разработке отдельного ФГОС СПО по родным языкам народов Российской Федерации

34%

нет необходимости

66%

есть необходимость

Актуальные проблемы

Мониторинг позволил выявить некоторые частные актуальные проблемы в рамках совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России:

  • Недостаточное программно-методическое обеспечение преподавания родных языков народов России.

  • Необходимость подготовки учителей для реализации курса «Родной язык» (кроме русского) – татарский, башкирский, удмуртский и др.

  • Нехватка педагогических кадров.

  • Отсутствие учебно-методических пособий по эвенкийскому языку. Дефицит педагогов.

  • Острая потребность в современных программах повышения квалификации и учебно-методических комплексах к ним, ориентированных на преподавание русского языка».

  • Необходимость оказания финансовой, организационной и методической поддержки общественным объединениям, реализующим проекты и программы, направленные на интеграцию и адаптацию мигрантов.

  • Необходимость в организации дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации), организации наставничества.

  • Отсутствие учета потребности преподавателей в вопросах разработки курсов повышения квалификации, содержания методических семинаров и круглых столов.

  • Проведение обучающих мероприятий в заочном формате, редкая возможность очно встречаться на конференциях, курсах повышения квалификации по вопросам преподавания русского языка.

  • Отсутствие доступного единого научно-образовательного центра (в региональном педагогическом вузе) для координации повышения квалификации педагогических работников и их методического сопровождения, а также подготовки современных кадров в сфере родного языка и литературы.

  • Доминирование подхода, ориентированного на простое репродуктивное воспроизведение устаревшего учебного материала в образовательном процессе; пассивность педагогов в предъявлении собственного педагогического опыта через различные формы профессионального общения.

  • Отсутствие учебников по Родному (русскому) языку для обучающихся 10-11 классов и студентов профессиональных образовательных организаций.